В этом году произошло то, что еще несколько лет назад казалось невозможным. Речь идет о глобальных переменах в «большой пятерке» — списке пяти крупнейших производителей мобильных телефонов, безусловных лидеров рынка. Теперь из списка этого выпали такие «громкие» имена, как Motorola и Sony Ericsson. А на смену вчерашним кумирам пришли новые — BlackBerry и Apple. Некоторое время побывать в пятерке довелось и HTC, откуда потом ее потеснила Apple.
В мире брендов тоже происходят нешуточные войны, тут есть свои кумиры и свои победители. И победители эти также не вечны. На место вчерашним героям постоянно приходят новые молодые и агрессивные бойцы; происходят рождения и крушения настоящих империй. Японцы говорят, что «бизнес — это война».
ТОП-5 лидеров на мобильном рынке сейчас выглядит следующим образом:
- Nokia
- Samsung
- LG
- Apple
- BlackBerry
Абсолютным лидером рынка мобильных телефонов по прежнему остается Nokia. Однако, позиции финской компании оказались сильно «подмочены» — согласно исследованиям аналитической компании Gartner, за прошедший год Nokia умудрилась потерять почти 10% рынка. Основной причиной таких потерь называют отсутствие инновационных идей у компании, которая уже перестала быть законодателем «мобильной» моды. Видимо, Nokia уверовала в свою уникальность и забыла про то, что рынок наполнен агрессивными игроками далекими от сантиментов.
Мир постоянно меняется и горе тем, кто не успевает меняться вместе с ним. А еще лучше, самостоятельно создавать новый мир, как это делает Apple. Именно ее называют главным виновником всех бед Nokia. «Яблочная компания» стремительно ворвалась на новый для себя рынок. И сделала она это не так, как другие. Тот же Samsung, к примеру, не спеша пошел по уже имевшемуся пути развития, пытаясь (небезуспешно, нельзя не отметить) вытеснить конкурентов массовостью, «штампуя» одну модель за другой. Apple же открыла эту дверь пинком и с порога начала диктовать условия и активно используя бешеную лояльность среди потребителей. Финны же занимались лишь критикой этих действий…
Подобных примеров можно приводить немало. Так, крупнейшие американские производители автомобилей проглядели появление небольших, но практичных «японцев» и «европейцев», в результате чего утратили лидирующие позиции, потеряв при этом некоторые известные бренды (часть из них были проданы азиатам, другие же вообще перестали существовать).
На своем пике в 1950 г. американская автомобильная промышленность производила три четверти всех автомобилей в мире. Но начиная с 60-х годов американцы стали постепенно проигрывать японским и отчасти европейским конкурентам. В 1980-1982 гг. доля японских автомобилей достигла на рынке США 22%.
Компания Palm некогда владела 90% рынка наладонных компьютеров. Но руководство ее проглядело новые тенденции, когда большинство пользователей КПК требовало от своих устройств уже не только помощи в бизнесе, но и развлечений. Ошибка была замечена слишком поздно и, как результат, Palm ныне — лишь подразделение Hewlett-Packard. Нежелание следовать новым тенденциям привела к тому, что плееры Walkman были практически вытеснены iPod (который, собственно, эти тенденции и задавал). Примеров можно привести еще множество.
Компания Adidas производит спортивную обувь с 20-х годов прошлого века. Выскочки из Nike, созданной в 60-х, уже к 1979 году заняли 50% рынка кроссовок обогнав Adidas. А к концу столетия стали лидерами рынка спортивных товаров.
Можно вспомнить компанию Siemens, мобильные телефоны которой еще совсем недавно входили в число самых популярных. Но вот уже подрастает поколение пользователей, которое даже и не знает о том, что этот производитель занимался подобной техникой.
Ошибки в маркетинге привели к тому, что Sega из создателя игровых консолей превратилась в компанию, разрабатывающую лишь игры для них — одну из многих. Мало кто теперь вспоминает некогда исключительно популярные игровые приставки Sega MegaDrive, зато многие проводят значительную часть жизни за Xbox 360 или PlayStation.
Бытует мнение, что сейчас наступил переломный момент и уже в ближайшее десятилетие следует ожидать восхода множества новых звезд (большинство из них будет азиатского происхождения), о многих из которых еще вчера никто еще и не слышал. Многие потребители уже позабыли про то, что некогда существовали ноутбуки IBM. Зато с удовольствием пользуются их приемниками в лице ноутбуков компании Lenovo, о которой еще лет семь назад на европейских и американских рынках мало кто знал.
Какие бренды будут определять рынок завтрашнего дня? Как показывает история, строить какие-либо предположения в данном направлении — дело неблагодарное.
Ваш комментарий