Как умирают великие компании

10 октября, 2011

К сожалению, даже великие компании могут стареть, уступать свое место молодым, а порой и вовсе умирать.

На сегодняшний день очень серьезный кризис переживают три очень известных компании — это Kodak, Nokia и RIM (BlackBerry). Причина их ослабления одна и та же — не успели вовремя подготовиться к новым реалиям. Современный рынок слишком динамичен и нужно быть готовым все время изменяться, все время предлагать новые решения.

Крах компании чем-то напоминает гибель государства. Часто страдают не только её работники, но и посторонние люди. Так, после крушения крупнейшего в США энергетика Enron, многие люди потеряли свои сбережения, хранившиеся в ценных бумагах компании. Страдают и более мелкие компании, чья деятельность была связана с банкротом.

Например, от ухудшения положения у RIM пострадали работники производителя электроники Quanta, который вынужден был уволить 1000 человек в связи с резким сокращением заказов.

Примером окончательно канувшей в Лету компании может служить и Pan American, некогда крупнейший в США авиаперевозчик. Резкий скачек цен на топливо во время войны в Персидском заливе 1991 года оказался фатальным. Активы компании были буквально растащены по частям конкурентами.

Сильно пострадавшие, после того как лопнул ипотечный пузырь, американские банки Lehman Brothers и Washington Mutual были за бесценок поглощены конкурентами, расширившими сферы влияния (кстати, крах этих банков послужил одной из причин обрушения рынка в 2008 году).

Впрочем, до полной гибели редко доходит. Чаще всего сильно ослабевшего конкурента просто поглощает компания, заинтересованная в расширении рынка сбыта или определенных патентах. Например, компанию Palm поглотила Hewlett-Packard, заинтересованная в ряде технологий.

А в случае с недавно обанкротившейся канадской Nortel можно было наблюдать настоящий дележ добычи между компаниями, желавшими отхватить куски пожирнее.

Ослабление компании далеко не всегда заканчивается её гибелью. Всегда есть шанс все исправить. Процесс этот сложный, но вполне осуществимый. Классический пример — Apple. В средине 90-х годов прошлого века казалось, что гибель этой компании неотвратима. Однако, правильные действия руководства помогли ей не только остаться на плаву, но и вырваться в лидеры.

Процесс восстановления может быть очень мучительным. Чаще всего он неизбежно связан с закрытием множества старых проектов, увольнением тысяч сотрудников. Так, Nokia недавно начала приводить в исполнение план, согласно которому будут уволено 7500 человек по всему миру.

Строить предположения — дело неблагодарное, но очень интересное. И в случае с Kodak, Nokia и RIM можно предположить, что тяжелее всех придется первому. Стоимость акций Kodak очень мала (на момент написания статьи — 1,12 доллара), а бренд давно уже растратил былую славу. И хотя заявляется, что банкротство никто объявлять не будет, скореевсего компанию просто распродадут по частям.

У Nokia все еще имеется немало поклонников по всему миру, к тому же, финская компания может удержаться на плаву (о лидерстве в ближайшие несколько лет речь уже не идет) благодаря сотрудничеству с Microsoft. Но рынок — он непредсказуем.

Ваш комментарий