Недавняя катастрофа в Японии коснулась всего мира. В вопросах связанных не только с экологией, но и с экономикой. Выброс радиации на АЭС «Фукусима-1» может в итоге серьезно повлиять на потребительские рынки во всем мире.
Японские энергетики утверждают, что проблема локализована, а уровень радиации удалось значительно снизить. Вот только им мало кто верит. Японские товары теперь ассоциируются у многих с товарами зараженными радиацией, а это означает, что все, поставляемое из страны восходящего Солнца, будет проходить самый тщательный контроль, многое наверняка будет отбраковываться. Это будет приводить к неизбежным задержкам, снижению поставок, а следовательно и сокращению количества товаров на прилавках магазинов. Рост цен неизбежен.
И хотя эксперты, в большинстве своем, твердят, что события на «Фукусима-1» никак не скажутся на мировой экономике, им также никто не верит. Что же касается СМИ, то прояснить сложившуюся ситуации они не в состоянии, более того, часто еще и окончательно все запутывают.
Именно это нагромождение противоречивой информации приводит к порождению всевозможнейших слухов и страхов. Население кинулось скупать товары японского производства из старых запасов, опасаясь, что все новое будет отличатся повышенным радиоактивным фоном, если вообще появится в ближайшее время. Такое настроение было отмечено во многих городах России, и особенно в столице.
Японские товары грозят стать настоящим дефицитом, что приводит к росту цен на них. Более всего это заметно на рынке косметики и автомобилей.
А позже вполне может сказаться и на рынке электроники, причем не обязательно японской, ведь в Японии создаются некоторые уникальные компоненты для многих современных устройств. Пока что ОЕМ-сборщики, вроде тайваньского Foxconn, используют комплектующие из старых запасов, но они не безграничны. К тому же, некоторые потребительские товары, производимые в Японии, компании из других стран заменить не смогут. Например, цифровые зеркальные камеры — все ведущие бренды (Canon, Nikon, Olympus) именно из страны восходящего Солнца.
Китайская угроза
Серьезные ограничения на ввоз товаров из Японии (по крайней мере из шести пострадавших от аварии на АЭС префектур) уже введены многими странами. Другие пока просто усилили контроль. Однако, японские бизнесмены и фермеры не захотят, чтобы уже произведенные ими товары, радиационный фон которых превышает допустимые нормы, пропадали. Самое вероятное развитие событий — они продадут их со значительными скидками любому, кто выкажет заинтересованность в покупке. А заинтересованность наверняка проявят бизнесмены китайские. И закупать все это они будут вовсе не для себя.
Всевозможнейшие китайские товары давно уже стали нормой на прилавках наших магазинов. Вы вполне можете купить консервированные помидоры бренда с кириллическим названием, даже не подозревая, что на самом деле они «made in China».
Так что многие эксперты опасаются такого сценария — Китай закупает по дешевке «фонящие» товары, расфасовывает их в новые упаковки и продает другим странам. Немалая часть этого попадает в Россию. К сожалению, бороться с этим безумно трудно, а то и просто невозможно. Жутковатый сценарий?
Стоит ли бояться?
На самом же деле все не так страшно. Продукты питания Япония никогда не экспортировала их в больших количествах. Их производство, небольшое изначально, теперь еще более сократится. Прежде всего, по причине того, что выращивать на зараженных землях никто и ничего не будет. К тому же, из-за цунами, Япония лишилась немалого количества плодородных земель и потребуется определенный срок, чтобы они вновь стали пригодными для земледелия.
Что касается автомобилей и электроники, то именно эти два пункта составляют основу японского экспорта. Уменьшение продаж приведет к страшному удару по экономике страны. Именно по этой причине японцы сделают все возможное и невозможное, лишь бы только не допустить спада. Более того, объемы продаж нужно будет даже повышать, ведь вместе с аграрным сектором наверняка пострадает и туристический. Так что будьте уверены, Sony, Panasonic, Honda, Toyota, Suzuki и остальные всемирно известные японские бренды не допустят того, чтобы их продукция не могла пройти контроль. Производство все еще не восстановилось, так что перебои с поставками возможны, но это временно.
Описанная выше «китайская угроза» также возможна. Но только с относительно небольшим количеством товаров, тех, что были на складах в момент катастрофы. В дальнейшем же объемы зараженной продукции резко сократятся. Японии куда выгоднее производить безопасную продукцию.
Помните, что большинство существующих страхов подогревается теми, кому это выгодно, пока у них есть такая возможность. И можно быть уверенным в том, что страхи потребителей быстро пройдут и все вернется на круги своя.
Если же вы все же всерьез беспокоитесь по поводу радиации, то простым выходом может быть обыкновенный карманный дозиметр.
Некоторые японские товары, известные в России:
Одежда:
Issey Miyake
Junia Watanabe
Uniqlo
Yohji Yamamoto
KenzoЭлектроника:
Sony
Panasonic
Toshiba
Hitachi
Sharp
Sanyo
Canon
Nikon
OlympusАвтомобили:
Mitsubishi
Kawasaki
Honda
Mazda
Toyota
Suzuki
Nissan
SubaruКосметика и парфюмерия:
Shiseido
Kenzo
Kanebo
Shu Uemura
Sensai
Anna Sui
Еще очень популярны японские подгузники — Goon, Merries, Moony.
Интересно, а если теперь заказывать в известном Интернет-магазине, склад которого находится в Китае, оригинальную косметику (даже той же марки SHISEIDO), так теперь есть угроза, что получишь «фонящие» пудру или крем???
К сожалению коррупцию на таможне в Китае и в нашей стране никто не отменял. Так что поставки в обход радиационного контроля я считаю возможными.
Видимо, придется искать дозиметр и лично проверять… Хотя популярный Интернет-магазин должен быть заинтересован в безопасности своих посылок, иначе их репутация будет очень подорвана. Не будут же они рисковать своим именем, отправляя по почте «фонящие» заказы?
Я так понимаю, что из Японии категорически заказывать ничего нельзя?
Я бы не воспринимал это так категорично.
Официальные поставки будут чистыми — в этом заинтересованы сами японцы.