История меха, начавшаяся в первобытное время с использования шкур животных первобытным человеком с чисто практической целью — не замерзнуть, продолжает активно развиваться и совершенствоваться в настоящее время, создавая новые модные тенденции. Безусловно – мех, это совершенно особый материал, который в нашем воображении связан с роскошью и богатством, а владелицы изысканных шуб и наше время вызывают одновременно зависть и восхищение.
В период Западноевропейского Средневековья особенно ценился мех горностая, который считался поистине королевским видом меха. Более бедные слои населения обходились мехами подешевле — из бобра, выдры, зайца и лисы, ведь в еще не тронутых цивилизацией и борцами за права животных лесах Западной Европы эти меха в своем первозданном виде активно плодились и размножались. Меховой промысел был очень хорошо отлажен и организован, приносил огромную прибыль и барыши.
В Древней Руси мех был важным элементом экономики : шкуры пушных зверей играли роль денежной единицы. У денег были меховы названия. В домонетный период в Х — XI веках на Руси в качестве эквивалента денег использовалась шкурка куницы (куна), она составляла 1/25 гривны, весившей тогда около 204 граммов серебра.
Мех на Руси был самым лучшим подарком: его дарили знатным гостям, послам, членам княжеских семей, его передавали по наследству и давали в приданное богатым невестам. Мехом можно было расплатиться буквально за все и даже заплатить таможенные пошлины, штрафы и подати. В Х-ХI Русь активно торговала с соседними странами и одним из важных элементов торговли был мех.
Каждый европейские гость с вожделением взирал на невиданные по роскоши наряды русских бояр: великолепные шубы и высокие меховые шапки. Боярским мехом на Руси считался соболь. Шубы шились внутрь мехом и покрывались атласной подкладкой, были легкие и невероятно теплые.
В XVII веке, после присоединение к России Сибири, торговля соболиным мехом сделала Россию главным поставщиком меха на мировом рынке пушнины. Мех соболя называли «мягким золотом». Но в начале XX столетия в США и Канаде налаживается промышленное разведение пушного зверя и эти страны занимают прочные позиции в мировой торговле мехом. С этого момента ценность меха уже не сильно зависела от его согревающих функций. Производство меха стало возможным регулировать.
Вообще в XX век принес большие изменения в меховую моду, большое распространение получили африканские меха- леопарда, тигра и др. Вожделенным для многих модниц становиться мех голубой норки.
А в наши дни мода меняется не только на виды меха, но и на способы его обработки: мех стригут, выбривают, выщипывают, удлиняют щетину другим цветом. Его используют в самых неожиданных комбинациях и сочетаниях с шелком и кружевами, используют в качестве инкрустации для создания сногсшибательных композиций и расшивают стразами.
Однако у меха есть один существенный недостаток, который по моральным критериям перекрывает все его достоинства: мех не растет на деревьях, его нельзя вырастить в огороде.
Поэтому во всем мире ширится движение борцов за права животных. Многие зарубежные звезды активно выступают против использования меха животных и за закрытие звероводческих ферм, а запрет на использование капканов уже введен во многих странах, кроме России, США и Канады.
Наверно самой известной знаменитостью, вставшей на защиту животных, была Бриджит Бардо, которая 1986 году, продав с аукциона свои личные вещи и драгоценности, основала фонд благополучия и защиты животных.
Ее эстафету подхватили Памела Андерсон, Синди Кроуфорд, Ким Бейсингер, Моби, Мэлани Си, Пол Маккартни, Джорж Майкл, Пинк и многие другие. В нашей стране активными борцами за права животных выступают Григорий Гладков, Лайма Вайкуле и другие.
Многие известные модельеры отказались работать с мехами.
Дизайнер Стелла Маккартни, дочь легендарного Битла, вообще отказывается работать с любыми материалами животного происхождения.
Сам сэр Пол Маккартни, ярый защитник животных, осуждает деятельность таких звезд как Дженнифер Лопез, которая несмотря на критику в ее адрес продолжает использовать меха в создаваемых ею коллекциях и в своем личном гардеробе.
Активисты же известной организации РЕТА (Люди за этичное обращение с животными), которые борются против продажи изделий из меха, преследуют Дженнифер Лопез с 2004 года ( когда она включила меховые наряды в свою линию одежды), одеваясь в шкуры животных, облитые кровью.
Для животных, убитых ради меха, Дженнифер Лопез является монстром в законе, — говорит президент РЕТА. – Возможно, она может выкинуть из головы картины окровавленных животных, но вряд ли это смогут сделать ее фанаты.
Но вернемся в Россию для того, чтобы вспомнить главный довод любителей меха: «Так ведь холодно же!» И действительно, в России любовь к меху сложилась исторически из-за климатических условий и морозной зимы ( в кроссовках не походишь!) И хоть по данным многочисленных опросов наши с вами соотечественники и жалеют бедных зверюшек, отказаться от прекрасных меховых шуб и удобной кожаной обуви они еще не готовы.
Ваш комментарий