Еще совсем недавно штамп «made in China» выглядел скорее клеймом, означающим некачественную продукцию. К тому же, продукция китайского производства стала своеобразным клише, которым обозначали еще и подделки. Шутливый вопрос «пробьет ли китайский автомат китайский бронежилет?» отлично характеризует наше отношение ко всему китайскому. Но времена меняются.
Реалии современного рынка таковы, что производители переносят свои производственные мощности в Азию, в том числе и в Китай, где теперь собирается огромное множество самых разнообразных товаров. «Made in China» постепенно утрачивает свое негативное значение. Если еще десять лет назад компании, чье производство было сосредоточено в Китае, выводили продукцию на рынок под видом европейской или американской, то сегодня признать бренд «сделанным в Китае» не считается чем-то, что портит образ и может негативно сказаться на продажах.
Примером могут служить компании Scarlett и Vitek, что перестали с некоторых пор «прятать» китайское происхождение своих брендов за тем фактом, что формально зарегистрированы они в Великобритании и Австрии, соответственно.
Большинство потребителей уже не обращают внимание на то, где собирался товар. Они скорее поинтересуются тем, как ведет себя компания-производитель по отношению к своим клиентам. Все равно в любом устройстве будет полно деталей китайского производства — глобализация делает свое дело.
Однако, роль исключительно сборщиков чужой продукции жителей Поднебесной не устраивала. Так что, «made in China» — это теперь уже и местные бренды. Поначалу они умиляли своими логотипами, что вызывали устойчивое и справедливое чувство «deja vu». Так же обстояли дела и с продукцией, что в большинство своем являлась откровенным подражанием. Но постепенно, с ростом производства китайцы стали аккуратнее относиться к своему имиджу.
Обладая теперь огромным потенциалом, китайские производители способны создавать продукцию, что отличается не только привлекательным функционалом, но и адекватной стоимостью — не берется дополнительная плата за бренд с красивой историей. Многие китайские «электронные» компании стали по-настоящему известными во всем мире: Huawey, ZTE, Lenovo. А такие производители, как Great Wall обещают стать в ближайшее время настоящей проблемой для нынешних лидеров автомобильного рынка.
Но если с электроникой дела обстоят хорошо, а с автомобилями неплохо, то есть еще отрасли китайцам пока недоступные. К примеру, профессиональную фототехнику Китай выпускать пока не в состоянии. А ведь именно такие устройства являются своеобразным показателем технически развитой страны. Так что, китайским производителям есть, куда стремиться.
И на смену старым шуткам теперь приходят другие: «как быть уверенным в том, что приобрел настоящую Nokia, а не китайскую подделку? — если телефон глючит и барахлит, у него скрипит и облазит корпус, то не волнуйтесь, вы купили оригинал».
Нельзя покупать готовый товар и ничего не продавать в замен, кроме заканчивающихся ресурсов. Лучше пеперлатить, но купить отечественный товар. И пусть он будет хуже, зато я вложу деньги в экономику, рабочие места.