Магазины в СССР (38 фото)

10 января, 2012

Советский Союз был величайшей державой. Но за внешней силой, балетом и спортивными победами скрывались пустые полки магазинов, однообразная одежда и неудобная обувь.

На мебель, телевизоры, автомобили люди записывались в очередь и ждали по нескольку лет.

Предлагаем посмотреть несколько фотографий советских магазинов. Одинаково впечатляют и пустые полки магазинов и полки заставленные для красоты одинаковыми консервами.

Для кого-то эти фотографии будут просто носальгией, а кто-то с любовью посмотрит на свою «Пятерочку».


Шопоголик 70-х

Комментариев 177

  1. мне то время больше нравилось, чем сейчас… и люди раньше намного были лучше и добрей.

    • Єто точно. Крали, але ж не в таких масштабах. А контроль за якістю продуктів був жорстокий!

  2. Да, так и было.
    Но, тут показали далеко не всё. Например, в каждом продуктовом магазине или гастрономе обязательно продавали соки.
    НАТУРАЛЬНЫЕ!!!!
    О концентратах соков, тогда и понятия не имели…
    Выбор был большой — томатный, яблочный, сливовый, виноградный, тыквенный, гранатовый, грушёвый, вишнёвый, апельсиновый. С мякотью и без мякоти. Были и т.н. напитки т.е. смеси соков, например, яблочно-грушёвые, яблочно-сливовые и пр…
    250гр. стакан сока стоил, например, 10коп. томатный, 12коп. яблочный, 18коп. виноградный и т.д. Соки отличались т.е. с мякотью и осветлённые (без мякоти) и небольшой, соответственно, разницей в цене.
    В центре города всегда в гастрономе всегда можно было попить гарячий кофе, в том числе и с сгущённым молоком закусывая свежим пряником, например, с арахисои, миндалём или, просто, вкусныйе очень, «песочный» либо вкуснейшим всегда свежим пироженным.
    Мороженное было молочное, пломбир, фруктовое в ноколаде и в стакнчиках….Объедение!!!
    Потому как, тогда, всё было из НАТУРАЛЬНЫХ продуктов. А сроки хранения суки… двое…
    А электроинструменты, фотоаппараты и часы, люстры, стиральные машины, инструменты и пр… огромный выбор . Но, часы и фотоаппараты — особый разговор. Часы не уступали швейцарским…. огромнейший выбор, вплоть до золотых корпусов. Очень красивые и надёжные!!!! Фотоаппараты были прекрасные!!! И всё НЕДОРОГО!!!! Иностранцы, например, охотно скупали у нас поскольку такие товары стоили у них очень дорого!!!!! Была проблема с этими товарами, поскольку, порождали контрабанду…
    А какие были люстры и настольные лампы… А какой ИНСТРУМЕНТЫ и СТАНОЧКИ для любителей!
    Те, кто по роду работы ездили в Афганистан, Ирак, Иран, Югославию… везли туда наши кастрюли, посуду а, оттуда, на вырученные от продажи деньги видеомагнитофоны, приёмники или покупали авиобилеты для внеплановой поездки домой.
    Сколько было ОТЛИЧНОГО в Союзе!!!!! Но, это всё ЗАМАЛЧИВАЮТ. Показывают, только, «чернуху» ИССКУСТВЕННОГО» ДЕФИЦИТА начала 80-х. Особенно, после прихода Горбатого!!!!
    На этом сайте делается попытка показать торговлю СССР но… не самые лучшие фото…
    Там есть фото 50-х, 60-х годов… Если посмотреть более поздние фото то, видно улучшение и разнообразие…
    Нельзя сравнивать сегодня и тогда. Это то же самое как времена «пистолей» и «пищалей» сравнивать с временем танков и авиации.
    Да и красивые малоразмерные упаковки с пищей из порошка, химии и ГМО, например, соки и молочные с НАТУРАЛЬНЫМИ ПРОДУКТАМИ ПИТАНИЯ в СССР, пусть, и в неказистой упаковке.
    Эх, а соления какие были!!! Капуста квашенная бочковая с изюмом и яблоками…. Сельдь атлантическая….
    Не буду издеваться над вами… Грех!
    Это, далеко не всё…

    • А какая была газировка, а мороженное «эскимо»? Что говорить, все продукты были настоящими, по ГОСТу, а сейчас одни подделки да ДСТУ.

    • Согласен при Союзе всё было настоящее а не то что сейчас всё пластмассовое ,,,

    • ох как у тебя все красиво, а то, что в очередях нужно было стоять по пол-дня только за хлебом стоять, фотоаппараты были отстойные, печать фото только в домашних условиях можно было… сплошные дефициты вокруг, обвешивали в магазинах по страшному (а эти дни, четверг рыбный и т.д.), соки разводили водой (да и не только соки), свежего ничего не купишь, все просроченное было….короче я например не хочу чтобы из-за вкусного масла моя дочка жила как мы жили, а таких как ты я знаю, 90% стариков твердят — «вот раньше….» и разную ахинею несут

      • Денис.Для того что бы так рассуждать надо было прожить то время А насчет обвесов так сейчас за воду сомнительного качества в полуфабрикатах платим не говоря о многом другом

        • Да-да… А я помню, как за молоком и сметаной люди занимали очередь за час-два. То же самое и с колбасой и мясом. Гречки в свободной продаже не было, одни макароны да перловка. Кофе, хороший чай, — редкость. Рыбы, правда, было намного больше, и дешевле, чем сейчас. И очереди, очереди, очереди…

          • а щас в очередях не надо стоять,зато говном кормят.чтоб скорей передохли.одни сосиски чего стоят)))

            • Ну не скажите про очереди. В выходные и, особенно, перед праздниками это сколько же терпения надо, что бы в Ашане/Метро/Реале очередь отстоять ( еще и набрав при этом кучу химических продуктов и товаров(

          • Ну да, в магазине ничего не было но холодильники каждой семьи были полными, продукты не выпускались в переизбытке так как срок хранения был 2-3 суток — пиво было живое и солод в осадок выпадал через пару суток, зато свежее все и НУ ОЧЕНЬ ВКУСНОЕ ….. :-)

            • Пиво? Это просто бугагашечка. В прошлое воскресенье был на дегустации в маленькой пивоварне, открытой чехом. Вот это пиво! Ему около 60, он всю жизнь взрослую работал в СССР. Про советское пиво отзывы у него самые нелицеприятные — моча это была, а не пиво.

      • да… мне тоже запомнились только огромные очереди, отстойные телевизоры и магнитофоны, а не совсем отстойные — нужно было по блату покупать, мебель с черного хода за бабки — официально в магазине нет, но если дополнительно заплатить — то есть, жигули — по блату или за взятку…. мрачные магазины с вонючей гнилой картошкой и перегоревшими лампочами. мрак короче… нормальными были только центральны гастрономы. а в сельских магазинах — шоколадки и консервы завтрак туриста.

      • (уточню)=денис говорит про сегодняшний день,т.к раньше он не жил!

      • Ну почему «ахинею»? Вот Вы несёте…, так как пишите «обвешивали страшно», но Вам бы надо знать, что в те годы было несколько организаций( которые сейчас «приказали долго жить…» как и ГОСТы , которые проводили контроль и за повторные действия была уголовка. Это сейчас «всё можно» .. и вместо лекарств мел продать и без проверки «всучить» товар. А как сказал…..ради прибыли и мать родную…..

      • В Ашан в выходные заедь,увидишь очереди свои

      • Ну вот про фотики не надо так нагло врать ! Наша оптика в том числе и фотики за кордоном на ура шла — это пожалуй одна из немногих статей контрабанды для моряков была. Еще за кордоном ценились наши транзисторные приемники за их чувствительность и многодиапазонность. За один ВЭФ или Океан можно было выменять 2-4 японских магнитофона.

    • Хочу сказать, что тогда же существовали обвес и обсчёт покупателей, продажа костей в магазинах по цене кускового мяса, продажа товаров в нагрузку к покупаемому нужному, повсеместный блат при продаже, «чёрная» продажа товаров с баз, закрытые магазины для партийной, профсоюзной и др. верхушек, всего-то ведь и не упомнишь. Я думаю, что нечего хвалить сов.торговлю, которая наживалась на простых людях, так что прошу всех, кто тогда жил, как им всё доставалось и на кого народ был похож. Все недостатки той системы оправдывали тем, что «лишь бы не было войны».
      Вот такой была «сладкая» жизнь в СССР, без раздумий о политике, сов. государстве, к похожему движется сейчас вот эта РФ.

      • раньше не насилывали и не убивали на улицах, случайных прохожих, как сейчас!пусть я в очереди буду давиться,но останусь жива!

    • Ваша наивность поражает. Все эти фотографии сняты в столицах, снабжали их относительно всей страны, хорошо, но если немного отьехать, то начинался полный развал. Примерно в 85-м, 86-м годах, был в командировке, в Череповце (между Москвой и Ленинградом), там была карточная система. Набитые людьми «колбасные» поезда не помните? Утром приезжали в Москву, а вечером, набив сумки, возвращались. Мне уже не первый раз встречаются фотографии советского «изобилия». Рассчитаны они на молодежь, которая даже в страшном сне не может представить себе степень нищеты и убожества, которое было тогда.

      • «Ваша наивность поражает». Весь мир клином сошелся на магазинах. В СССР существовало несколько независимых систем снабжения населения ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫМ и ДЕШЕВЫМИ продуктами питания.
        1. Магазины — предельно низкие госцены.
        2. Рынок — цены чуть (по нынешним меркам) выше, чем в магазине, но высокое качество продуктов питания
        3. Кооперативная торговля — цены еще чуть выше, но все что душе угодно в любое время в любом количестве.
        4. Система льготного распределения. Это не то, что Вы подумали (номенклатура, пайки), хотя и это тоже. Редкое предприятие не кормило своих работников бесплатно или по очень низким ценам (часто ниже себестоимости), в этой же категории питание в школе, детском саду, ВУЗах, НИИ и т.д.

        Если кто забыл, через гос.магазины распространялось не более 50% прод. товаров. Поход на рынок в выходные — обязательный ритуал советской хозяйки. Был именно то, что «в магазине мяса нет, а дома полных холодильник» :)
        Если что, я в это время жил, и хорошо представляю как и чего было и чего не было. Эта идиотия «пустые прилавки» началась вместе с другой идиотией «Перестройка, гласность, ускорение». Не раньше.

        По поводу очередей. Кто не хотел стоять в очереди шли на рынок и покупали по цене +10%. Часто это были одни и те же люди :) Проблема была совсем не в производстве, а в удивительно низких ценах и высокой покупательной способности населения. Решить вопрос с товарами можно было легко без разрушения производства и массового грабежа населения.

    • полностью с вами согласна, пусть не так разнообразно зато все натурально и здоровое
      А теперь от всего этого искусственного разнообразия не знаешь чем лечить аллергию

    • а чё совок развалися, если так всё хорошо было :)
      часы блин швейцарские :)
      то же мне сказочник!!!

      • детка часы хоть и не швейцарские а топают до сих пор купленные в 1972г а современные и года не отстукают. И еще УКРАИНА была в первой десятке а сейчас с лучшей жизнью на100….ом подумайте над этим господа.

      • СССР «не развалился» его целенаправленно разрушили. Пролив при этом моря крови. С дизайном товаров в СССР действительно было не очень хорошо, так же как и с рекламой. Просто наша суровая действительность в течение длительного времени диктовала другие критерии в выборе товаров нежели «чтоб было красиво». Больше смотрели на функциональность и долговечность, т.е. на реальные характеристики. Товар выпускали не для того. чтобы он сломался через 3 года и чтобы купили новый (см. законы рынка).

        Можно ругать Советское производство сколько угодно, но мы делали товары сами, разрабатывали сами и на этом зарабатывали наши люди и за счет этого живем мы до сих пор. Мы не грабили колонии ввергая миллионы людей в нищету, мы не возили полные трюмы рабов для «поднятия ВВП», мы не устраивали апартеид, мы не грабили Индию веками. Мы строили все сами без помощи из-вне. Не благодаря, а вопреки. В этом удивительным является не то, что получалось что-то не идеально (см. сферический конь в вакууме), а то, что вообще были при таких условиях супердержавой и НА РАВНЫХ конкурировали с теми, кто грабил без зазрения совести пол-мира.

        По поводу часов у меня штук пять часов, выпущенных в СССР. Командирские, карманные есть, несколько дешевых- все механика. Все идут до сих пор и довольно точно. За последние 10 лет сменил трое швейцарских все уже почили. Когда купил первые по страшным для 2000-ных ценам и на следующий день они у меня отстали на 10 секунд был страшно удивлен. Представитель производителя показал в инструкции к часам надпись мелким шрифтом, что до +-15 сек в сутки норма. Вот и швейцарское качество. Говорят, если надо точный ход — берите кварцевые. Караул. СССР-ровские часы «Слава», которые мне еще родители в школе купили 40 лет назад имеют (в половом смысле) современную швейцарскую механику как хотят.
        Год назад купил за >600 долларов SWISS MILITARY WATCH через месяц перестала секундная стрелка секундомера на ноль становится и чем дальше тем больше отклоняется.

    • Вреш ты, Остап.

    • Согласен с вами. Я однажды сказал как-то в присутствии отца моего товарища, что мол сейчас мясо на рынке висит любое и никаких тебе очередей. Разговор был в середине девяностых. Так он мне в ответ: «Ну сколько этого мяса на рынке висит? Ну 10-15 тонн максисум. А сколько по всем рынкам города? Ну, пусть 50-60, пусть 100 тонн. Не больше. А в советское время только наш холодильник ежедневно посылал в город 120-150 тонн только говядины. А холодильников в городе 4». Это говорил человек, всю жизнь проработавший на хладокомбинатах города главным энергетиком.

  3. И спорить не надо…Великую страну под нож пуили….Надо было лиш путь немного изменить от призрачного комунизма немного в сторону..и всего лиш…Сегодня бы мы все писали бы в золотые писуары….А просрали…писают еденицы..И те за бугром….И сегодня если хочеш что нибудь купить стоящее и надежное хотя бы из инструмента …все есть на Блошиных рынках..СОВЕТВКОЕ ХОТЬ И ТЯЖЕЛОЕ НО ОФИГЕННО НАДЕЖНОЕ И КАЧЕСТВЕННОЕ…!!!!!!!

    • «Великую страну под нож пуили….» — видимо не очень то страна была «Великой» если с такой легкостью поддалась под нож!!!

      • Петя, она поддалась не с легкостью. После 5 лет тотального промывания мозга с 1985 года по 1990 на референдуме подавляющее большинство ответило на вопрос о развале СССР «нет». Это воистину удивительно, учитывая мощь идеолоческого воздействия.

        «Стратегам перестройки» стало ясно, что «цивилизованно» страну не развалить и они как воры собрали сходку и разрушили страну. Это факт. В этом есть одна очень хорошая новость — СССР был разрушен с попранием всех мыслимых и не мыслимых норм и это делает вопрос воссоздания СССР довольно простым занятием. Для этого нужна ТОЛЬКО политическая воля руководства (сверху) или мощное желание народа (снизу).

        По моему убеждению — это только вопрос времени.

    • я работал телемастером… вы не представляете как вы ошибаетесь насчет качественного…. телевизоры — не то что бы некачественными были — они были полное гавно. другое дело, что не все понимали — что значит качество (сравнить было не с чем). вот и радовались советскому достижению — телевизору Горизонт. все качественное — это был импорт. а страну никто под нож не пускал и не разваливал — она сама развалилась — как ветхая хибара.

    • и кто её пустил??
      опять америкосы и евреи???
      не устали в одну и ту же дуду дудить :)
      что же она такая великая, так легко поддалась :):)

      • Ее пустила под нож высшая партийная номенклатура, которой мало было распоряжаться огромными богатствами страны и бояться при этом, что завтра кто-то к ответу за малейшие злоупотребления привлечет. Хотелось еще и владеть, иметь в частной собственности. Вот они и развалили. Американцы, конечно, поспособствовали. Был комплекс причин, но главная — предательство людей, которые были как раз и поставлены для того, чтобы страну беречь.

        Это было очень длительный процесс — с конца 60-х. В конце 80-х он лишь перешел в видимую плоскость, а до этого вирусно разрушали идеологию, внедряли в массовое создание информационные вирусы, культивировали ненависть к Родине, как признак элитарности.

        Как результат, когда надо было Родину защитить — народ не понял что пришло время, а те, кто могли ему об этом сообщить просто не допустили к «эфиру».

        Процесс разрушения СССР был очень сложный и никакой связи с демократией или чем-то подобным нет и близко. 100% зоологический, тоталитарный антисоветизм. Для разрушения жизненного уклада не считались ни с какими жертвами.

        Больше всего поражает то, что в СССР потребление продуктов питания было в 2 раза выше — это дефицит, сейчас В СРЕДНЕМ в 2 раза ниже — изобилие. А «в среднем» по СССР (см. уравнительное распределение) и «в среднем» сейчас (см. расслоение по доходам) это не одно и тоже. «В среднем сейчас» это как средняя температура по больнице — миллионы не получают минимально необходимой физиологической нормы , зато малая часть жирует.

        • Полностью согласен, только добавлю. что произошло слияние высшей партийной номенклатуры с креминалитетом.

  4. А сейчас что красуется на забитых товарами прилавках? Что?
    Сметана из дешевого сухого китайского (дожили!!!) молока? Море пива с неограниченым сроком хранения? 200 сортов колбасы из сои (это в лучшем случае) и старого сала, сдобреного «для вкуса» красителями и ароматизаторами? Опять же китайский ширпотреб? Без Китая мы наверное сегодня умерли бы, так как своего нихрена уже нет. Всё похерено на долгие годы вперед.

    Раньше в СССР всё делалось во имя будущего, а сейчас мы проживаем последние (всё еще никак не разворуют окончательно) дивиденды того самого «проклятого» социалистического прошлого.
    Что дали нам ваши 20 лет дерьмократии? НИЧЕГО!
    Поэтому не надо хаить того что создали наши деды, а мы так вот запросто просрали.

    • ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСЕН.

  5. А вы знаете какое главное отличие товаров в магазинах в советское время и сегодня? В советское время точно так же как и в любой нормальной стране существоли нормы качества продукции, продуктовой или любой другой т.е. ГОСТ. В европейских странах такие нормы разумеется называются по-разному но это не значит что их нет, находятся они под контролем гос. учреждений, уж свободный там рынок или нет это только Чубайс знает, но гос. стандартов ограничений на продукцию и продаваемые товары в каждой европейской стране масса. Дык вот, в нашей стране как известно, ГОСТ и все прочие контоли отменены много лет назад, потому что естессно они мешает бизнесу в нашем диком понимании. Поэтому как бы красиво в «Азбуке вкуса» сегодня ни выглядела колбаса и сосиски, из какого безконтрольного Г***на они сделаны, неизвестно никому. А в «пятерочке» и тем более. Так как в парламенте имеет свою цену любой закон нужный правильным людя, будь то отмена наказания педофилам или разрешение на продажу оружия, так же и отменить контроль не было проблем. Логика применялась при этом гайдаровская: «зачем же контрлировать совбодный рынок? он же сам все отрегулирует» — он отрегулировал, факт. Так что прилавки магазинов может и красивее и ассортимент на первый вгляд шире, однако внутри хуже настолько что лучше не сравнивать. А если вспомнить про количество вкусовых химических добавок и красителей а также химикатов против порчи… Короче на сегодняшних прилавках — г***но жирно сдобренное жуткой химией. Кушайте на здоровье.
    Кстати, видел я и в европе лавки и прилавки почти как на этих старых фотках, если не только по центральным улицам гулять…

    • Так что же делать, если все забракованные на западе продукты свозятся именно в Украину. Помойка у нас однако, а не страна в настоящее время. Кроме того уничтожены все нужные контролирующие органы — ещё Юля постаралась, отменены ГОСТы. В той стране у Жванецкого была шутка, а у нас реальность: о проверке магазина надо предупреждать руководство за две недели.

  6. Чё, дураки, что-ль здесь одни собрались? Чё вы воете в тоске по «натуральной» колбасе? Мног ль её было? Что, не ездили из провинции в столицы за этой колбасой? Не носили совковую кургузую одежду и дурацкую обувь? Какие телевизоры смотрели — одна муть на экране, один телек на 10 семей…Кто мог автомобиль купить? А голову сломить при оформлении загранпоездки — сегодня как, при дерьмократии, тоже не пущают? Разнылись, рабы замшелые. Не позорьтесь, совки голимые.

    • а теперь куда за натуральной колбасой ехать? ты не раб, игорь, ты дурак

      • сейчас, кстати, продаются качественные натуральные продукты… правда, дороже стоят — чем из супермаркета, но все это есть.. есть ниша на рынке — качественные продукты, они востребованы — значит она будет заполнена предложением.

    • igor, VY PROSTO TUPOJ GOP..ISVENITE SA GRUBOST#
      da polki ne lomilis’ ot vsjakogo govna i holodil#NIKI NE BYLI SABITY ETIM SAMYM G..MY VED’ NICHEGOSHEN’KI NE VYKIDYVALI, ELI SKOL’KO NADO BYLO I OT OBSHORSTVA NE STRADALI. sej4as SAVALILI V KRASIVYX OBERTKAX…STRANU RASVRATILI DUHOVNO I FISICHESKI..PERESTRELET’-by vseh perestrojshikov…..I VOT TAKIX PRIDURKOV KAK «IGOR’ VYLO NAMNOGO MEN’SHE

    • хоть один умный человек, а не зомби, нашелся. и сейчас можно купить хорошую колбасу и масло и соки натуральные, только после развала совка сразу прогресс в стране начался, а так бы до сих пор в лаптях и стояли в очереди за пивом (натуральным и разбавленным до 50% водой).

      • Денис,рекомендую Вам посмотреть программу http://www.needforvid.com/documentary/sososki_mechti_i_realnost.php во где качество)))

      • Развалившаяся индустрия и дешевые одноразовые шмотки (продающиеся втридорога) на «рабах» нового поколения и это скорее РЕГРЕСС

    • Игорь, вы абсолютно правы. Надо этих ностальгирующих на день поставить в очередь за колготками, а потом поговорим.

      • зачем за колготами? пусть вспомнят как за картошкой в очереди в овощном магазине нужно постоять пару часов — а потом покопаться в этой гнили, выбрать хоть что-то съедобное, прийти домой и радостно все это сожрать под программу Время, радуясь — что Америка (судя по новостям) — скоро навернется, и мы заживем вообще счастливо.

    • посмотрите на сколько разжирел народ после развала и всё поймёте,скоро американцами станете от говняно модифицированых продуктов

    • Боже мой-«совки голимые»)))))))))))))))))))))))))))))
      Можно узнать,сколько Вам лет????Мне вот 40 лет и я прожила пол жизни в совке и в самом лучшем варианте,я жила в прибалтике,в риге ,а потом стала жить в Москве-муж увез в россию..Верите,никто рабами себя не чувствовал.было отличное образование.люди книги читали,в театры ходили,и простите В ГОСТИ ходили,была большая культура ОБЩЕНИЯ между людьми,не от того что колбасы не было и машин и якобы занять себя не было чем и все сидели по кухням-брехня это все.Было самое главное-поддерживался интеллект людей.Сейчас отпустили и что мы видим.а видим простите деградацию народа и скажите что это не так.Во все времена у людей в первую очередь стоит накормиться.сделать себе комфорт и это основа основ,но дальше то что????Вот и начинается разрыв того самого почему все начинают настальгировать по «совку»,утрачено основа основ «духоной пищи» и развития интеллекта.Что мы часто слышим -«это не моя проблема».когда появилась эта фразочка в обществе в начале 90 -это была типа круто-«свободные люди от советского прошлого» так говорили,а на самом деле началась пошлятина и омертвение человеческих душ.типа хватай быстрее,беги по головам,кто медленнее бежит.и руки меньше загребают-тот лох и неудачник…
      Я могу долго проводить мостик между тем временем и этим.и поверьте,многое чего что мы утратили,но живет у КАЖДОГО человека в душе ,как партизанское движение скрытое от взгляда людей-это вера .что когда тебе будет плохо,в любых аспектах нашей жизни,кто то придет тебе на помощь.включая ситуацию что внезапно у тебя закружилась голова и ты прижался к стене,чтобы передохнуть и чтобы ты не чувствовал что упадешь а толпа народа пройдет бездушно мима.думая что «это твоя проблема»….

      • +100500 Александра,до сих пор в Риге живу,нет культуры общения,тех застолий,,,в лучшем понимании этого слова

        • Дмитрий,так я когда домой к бкабушке с сестрой приезжаю конечно вижу что все изменилось….у всех только и разговоров где что дешевле.да что опять сейм придумал….

    • Было ее, как бы по мягче сказать, до фига и больше. Причем, это была колбаса из МЯСА!

      Просто вслед за идеологами перестройки, Вы все нам тычите кадры пустых прилавков (которые появились при этих самых идеологах и при их активном участии, требовалось подогреть недовольство населения). Кому хотелось колбасы так что не было никакой мочи терпеть — шел на рынок или в ближайшей коопторг и брал сколько душе было угодно, но чуть дороже.

      Если Вы посмотрите на статистику, то узнаете, что потребление колбасы тогда было намного выше чем, сейчас. За варенкой никто не ездил — натуральная колбаса быстро портится, а химию тогда не добавляли. За копченой, тут по желанию. Можно в соседний коопторг, а можно в «Москву», благо билеты даже на самолет были копеечные.

  7. Не нойте, товарищи. Вглядитесь в витрины. Одно и то же. Хек или кильки от пола до потолка. 15 банок томат-пасты и 100 банок помидор. Может было много, но было одно и то же. Люди ходили в одинаковых рубашках, костюмах. Только некоторые доставали по блату какие-то ни у кого нетные шмотки и носили их редко. В гости, на праздники. При чем годами. Хрен с ним, щас дорого не дорого, но выбора больше. Слов нет, скучаем и тоскуем по тому времени, потому что это наше прошлое. Игорь в какой-то степени прав. Почему-то никто не хочет смотреть «Горизонты», «Рубины», «Электроники». Все рвутся к Sony, Panasonic, LG, Samsung, Toshiba и пр. И все скучают по СССР.

  8. СССР была прекрасная страна, но надо говорить правду. Одной из самых позорных, неприглядных, печальных её сторон были непрекращающиеся хронические дефициты вся и всего. Заводы-фабрики работали на всю катушку, давали 100% плана (о чём рапортовали во всех ведомостях), а товаров на полках не было. На радость буржуазным странам и Севе Новгородцеву. Куда девались производимые в СССР товары? На этот вопрос толком никто не может ответить до сиих пор. Подумайте, братцы, это же огромная масса товару! Куда можно подевать столько?
    Но правду надо признавать, а не замалчивать. Подводя итог стихийно образовавшейся здесь дискуссии, скажу: страна была прекрасная, но на ней чёрным пятном лежала проблема острой нехватки самых необходимых товаров (и ещё некоторые проблемы). Не учитесь лгать, говорите правду.

    • Не трогайте Севу-он Человек!!!А насчет дефицита и где продукция-сдаёт такой-то колхоз государству(на базу)5 тонн мяса-ура!…план выполнили-почёт,премии и т.д. В соседнем колхозе чё-то недоглядели-нет мяса!Главный едет на базу и покупает эти 5 тонн-чудо-второй колхоз план выполнил! Далее третий,и т,д,Вот так вот на пяти тоннах сначала район,затем область,потом республика *выполняли*план.

      • Это Вы хорошо придумали. Только забыли, что был еще ОБХСС и за хишения в особокрупных размерах легко получить «вышку».
        А теперь подумайте вот над таким вопросом: вот пять тон мяса где они? Продал? Где деньги? Где взял эти деньги, чтобы купить мясо. То, что Вы придумали может сойти для младшей группы детского сада, но уже в старшей группе дети понимают, что 5 тонн они учитывают не только у того, кто отдал, но и у того, кто принял товар. И дальше всю цепочку раскрутить можно.

        Вы похоже в СССР никогда не жили, и сказки такие у Вас рождаются от того, что учились уже при современной системе образования, когда даже два и два сложить не могут.

        В СССР то, что показывалось было 100500% реальностью. А махинации были на «утруски, усушке» и на левом товаре. Т.е. когда колхоз сделал 6 тонн, а сдал 5 тонн официально, а 1 тонну через надежных людей реализовал. При этом в доле были десятки людей, иначе никак. И торговля, и транспорт и склады и кладовщики. ОБХСС с этим безобразием очень хорошо боролась. Но это никак не влияло на официальные цифры, это был серый, параллельный сбыт. который, кстати, тоже кормил людей, но нигде не учитывается. :)

        Привитые во время перестройки шизофренические бредни пора уже прекращать.

    • Я Вам могу ответить на этот вопрос — их покупали граждане. Покупательная способность была колоссальная. Решить вопрос с дефицитом можно было легко — поднять цены, но руководство СССР на это не решилось по идеологическим причинам.

      Проблему дефицита после перестройки решили очень просто — отпустили цены и перестали платить адекватные зарплаты. Все стало изобилие. При этом потребление населения снизилось радикально. Сейчас на витрине стоит что-то а второго такого нет. Практически полное отсутствие складских запасов.
      Производили много, покупили много — это дефицит, ничего не производим, мало покупают — изобилие. Главный критерий изобилия — наличие чего-то в магазине. Атас. Я всегда думал, что изобилие это, когда дом — полная чаша, когда обут, одет адекватно погоде и климату, когда сыт и не болеешь, а если заболел — хватит средств вылечиться. Сейчас любая чуть более серьезная болезнь чем ОРЗ может поставить крест на «финансовом благополучии» и закрыть любые шансы на свободный выбор в магазине с «полными прилавками».

  9. Хороший вопрос,куда все девалось.!? Действительно,при больших объемах,пустые прилавки! Ответ прост,-все уе…ло за бугор.!Конфеты,колбасы,варенье.Кто скажет мне,когда появились банки закручиваемые,нет не правы.очень и очень давно.Но все шло к братьям меньшим,германия,польша и все остальные.Что бы не было бунта!А свои ели то что оставалось.Но несмотря на все это,страна была самой лучшей,доброй,отзывчивой.

    • германия,польша и вс остальные производили своё,намного качественнее и ещё и нас подкармливали

  10. я стоял с родителями за маслом в 50-десятые и то ж
    е было в 90-е

    • Ну в 50 стоять за маслом,учитывая ,что после того как фашисты разрушили пол страны нет ничего удивительного. Но тем не менее поднялись востановили и потом уже очереди исчезли. А в 90 так это уже всё разрушили,что было и уже небыло ферм и колхозов,а из растительных жиров умели тогда только маргарин делать.

  11. У нас что, в стране за годы, прошедшие после развала СССР больше продукции производить стали? Нет, конечно, все сельское хозяйство и легкая промышленность в развале. Просто нефть дороже стала, все за рубежом закупаем. При СССР нефть за 8 долларов продавали. Представьте себе, какими были бы прилавки, если бы нефть стоила не 100 долларов, а 8? Жрать вообще нечего было бы. Кстати, наличие продуктов в магазинах еще не о чем не говорит. Главное, сколько продуктов потребляется. А по потреблению на душу населения мяса мы еще не догнали СССР. Так что демократам нечем похвастаться. Полные прилавки говорят об отсутствии денег у людей. Для меня лучше, когда полные холодильники, а не прилавки.

  12. Как раз банки склянки и закрутками шли из Болгарии, польши, Германии. Не потому ли простой перец, который растет в огороде называют болгарским? Ох и вкусными были. А туда шли автоматы и пулеметы. Весь производимый в СССР товар был говно. Нефть тут ни при чем. Носили же импортное, не производящих нефть стран шмутье. ФРГ, Япония, даже Чехословакия… Не хотите вспоминать ботинки, напоминающие больше калоши из обувной фабрики родного города? Сорочки из «Большевички», костюмы одинакового покроя и раскроя но с разными этикетками. Мясо. На мясокомбинаты шли огромная масса скота и ждали возле этих комбинатов на выпасе, а то и хуже в вагонах-скотовозах по 2-3 месяца забоя и тощали. Их пасли целый год, заготавливали корм, набирали вес и в забой. В забой заходили с утерей веса больше чем в 50% от отправленного из колхоза. К сожалению вся страна во всем так и работала. В год страна сдавала и принимала на 110% мяса и молока. А в магазинах мяса не было, за колбасой давки. Хорошая была страна. И люди были добрые, потому что всем все было пох. Но признать надо, что магазины СССР были либо пусты, либо битком одним и тем же товаром. Консервы пирамидами потом списывали, потому что столько килек не могла жрать страна. Макароны жрали больше чем в италии.

  13. Торгаши всегда дурили народ и будут дурить до конца времен. А по СССР тоскуют примитивные и ограниченные люди. Попробуй было купи пластинку Битлз или АББА! А? Что? Нету? То-то! А японский магнитофон? Несбыточная мечта и моя, и тысяч, и тысяч. А книги? Кто и куда мог прийти и купить без блата и давки Сименона, Дюма и мн. др.? А джинсы? Я в 15-ть еле уломал-умолил родителей купить за 100 рэ Супер Пэррис с орлами на карманах! Все девки мои были! А авто? Так папа мечтал, так мечтал о Жигулях… Только в 95-м купил. Бракованые, но купил! Сбылась мечта! А меня помню в очереди за молоком чуть тетки не задавили, су..и.
    За школьной формой только в Москву. Нет, не хочу в СССР. Сейчас тоже несладко, но у меня сегодня есть все диски Битлов и сотни других, и все книги, о которых мечтал, и японский усилок и мофон, и я после работы иду домой, а не на комс-, проф-, партсобрание, и если захочу то и в штаты полечу! Вот так!

    • тогда хоть что-ТО ЯПОНСКОЕ БЫЛО

    • Ну не надо сказки-то рассказывать.
      Купить пластинку было не сложно — вопрос в деньгах. Готов за пластинку выложить в 10 раз дороже чем за «Мелодию» — не вопрос, будет пластинка.
      Японскими магнитофонами были завалены все коммисионки. Новые в упаковках. Джинсы 100рэ стоили у спекулянтов, в компах было их столько что хоть пятой точкой ешь. Или Вам вера не позволяла приобрести в комке при таком-то желании? Родители не покупали? А что мешало самому заработать? За лето 300 рублей это только ленивый не мог заработать. Даже просто на бутылках за лето можно было мопед купить. 1 пивная бутылка — 20 коп, 5 бутылок — 1 рубль. Мопед стоил 100 рублей. Можно на завод, или в колхоз. Летом можно было вполне официально работать, но не более 4 часов в день, правда. Работать не хотелось, а иметь все хотелось?

      По поводу «права выезда за рубеж» сейчас даже как-то смешно говорить. В России только 7% населения имеют загранпаспорт, и только 3% регулярно выезжают. Сюрприз? Ради реализации желаний выехать этих 3 процентов нужно было лишить миллионы людей ВОЗМОЖНОСТИ (не права!) съездить в соседний райцентр или в соседнюю область на похороны?

      Давайте уже взвешивать на верных весах. Класть на одну чашу реальные вещи, а на другую бесплотные фантазии это не есть хорошо.

  14. Те, кто хоть чем-то недоволен от той жизни…..
    Вы до сих пор живы, только благодаря качеству той продукции!!!
    удоты

    • Сам ты удот, Вася! Иди проспись!

      • Антоша, ты когда свой айфон в розетку тыкаешь, помни, что электричество тебе СССР обеспечил, когда на толчок пойдешь — помни канализацию тебе СССР построил, когда воду будешь зимой в тепле сидеть помни это СССР тебе дом из правильных материалов построил и правильное отопление провел, когда будешь машину заправлять — помни это СССР разведал, обустроил месторождения, создал инфраструктуру и проложил трубы, чтобы эту нефть качать.

        Все это появилось не из воздуха, на это миллионы людей свое здоровье положили и годы жизни. Именно для того, чтобы ты не думал о куске хлеба каждую минуту. При этом, приходилось постоянно отбиваться от желающих это все забрать, а живущих здесь убить.

        • вот-вот, а скоро без этой самой канализации останемся, так-как государство ремонтировать ее нам теперича не будет — а есть денюжки у народу — он сложится и отремонтирет ее саам, а нет — потонет народ в своем го.не…
          и про кильку — в советское время на нее и не смотрел никто. а сейчас для многих это почти деликатес, а какие раньше шпроты были, объедение…, а сейчас их будто уже поел кто-то…

  15. по-поводу СОВЕТСКОЙ ТЕЛЕАППАРАТУРЫ….
    Да я согласеен- она отстой, но когда япошки делали тошибу, мы создали СУ-300 или около того, и теперь весь мир покупает их навароченные модификации….
    СССР всю жизнь сою работал на военпром

    • Вот тебе, Вася, простой выбор. Идешь ты по темному переулку и точно знаешь, что там обязательно на тебя нападут и все, что у тебя есть отнимут, а самого тебя убьют. И у тебя есть выбор — взять с собой автомат или рюкзак колбасы и кроссовки найк в придачу. Что выберешь?

      Люди пережившие войну очень хорошо понимали, что очень красивая, удобная одежда и мега-крутые лапти не спасут от врага, если не будет адекватного вооружения и адекватной техники. Мы ВЫНУЖДЕНЫ были тратить море ресурсов, чтобы не отстать от Запада, потому что иначе нас бы просто сокрушили. Как это произошло с Ливией и Югославией. То, что мы тратили на обеспечение обороноспособности тогда до сих пор нас бережет.

  16. А вообще вы идиоты…
    Вы хотите кормить своих детей и внуков ОБИЛИЕМ ГАвна и химии, так же лучше…
    Зачем пол-дня стоять за хорошим, лучше сейячас и без очереди дерьма поесть? да?
    Я Проработал много времени торговым представителем по колбасе и могу вас заверить что даже за 20-25 баксов\кг там ни чего съедобного нет.. кроме картона конечно

  17. Смешанны фотографии из разных периодов. Очереди за спиртным уже работа почётного нерусского горбачёва и компани. Нет фоторгафий многочисленных колхозных рынков и магазинов потребкооперации, где прилавки были во много раз насышенее. В государственной тоговой сети всё продавалось по фиксированным ценам и с огромной государственной дотацией. По поводу отсутствия продовольствия у меня на Родине в Советском Союзе сравните потребление продуктов (овощи, фрукты, мясо, молоко, крупы и пр.) по преиодам в СССР и в этой стране. Питание моих сограждан было более здоровым и насыщенным фруктами, овощами, мясомолочными продуктами. По потреблению химического мяса РФия только сечас подходить к догорбачёвскому Советскому Союзу, где ,простите, мясо было не таблицей Менделеева, а мясом.

  18. dorohie tovarishchi, nostalgiya pro SSSr, ne za prodykti, ne za shmotok, ne za xlamov raznix, a za dobroy dushoi chelovecheskix. v SSSR, lyudi vo vsex respublikax, esli ne 100 to. xotya bi 80 procentov, jili s dobroy dyshoi, daje kriminalni mir……….vot eto i est fakt, misye DYUK..s dobrim snom gospoda ,voditel dolnoboishchik

  19. В СССР выбор продуктов был небольшим. Государство дерьмом не кормило и цены были фиксированные. Обсчёта,обмана,обвеса небыло-БОЯЛИСЬ.Выложенный набор фотографий-пропаганда СМИ показать как было плохо и как стало ХОРОШО. Прошу не забывать о жизни в российской деревне.С уважением.

  20. Ну и разруха же в головах основной массы сограждан… страшно обидно, ну почему создатель лишил нас разума?
    Какая забота и изобилие в СССР? Какое качество продуктов? Такое может сказать только не живший в то время, ну или по большому недоумию. Вы что, забыли про то, как пол-страны ездило в большие города за продуктами, не от изобилия ли в своем родном крае? Вы забыли неповторимый вкус советской докторской колбасы, зеленеющей через 10 минут пребывания на тарелке, наверное от натуральности и отсутствия консервантов? Вы забыли, что телевизор (черно белый) стоил 2-3 месячных зарплаты, цветной 6 зарплат, холодильник 4-5, костюм 1 месячную зарплату, а на «дешевые» продукты уходило 70-90% зарплаты!. А все это надо было «достать», т.е. переплатить, в свободной продаже ничего не было!
    Тем, кому так неймется по СССР добро пожаловать в Северную Корею или на Кубу, в оставшиеся еще заповедники социализма, сохранившие пока еще все прелести рухнувшего совка.

    • mezhdu prochim Kuba po kachestvu zhizni na 51 meste, a Rossiya na 61, po dannim OON. amerikosy na kubu yezdyat lechitsya, te kogo ih strana ne mozhet »pozvolit» lechit’, dazhe geroi 9/11. posmotrite film Michaela Moora, te, dlya kogo zapad, eto ray zemnoy. tam pokazano, chto mnogie millioni grazhdan USA muchayutsya bez med strahovok, ne mogut pozvolit zhiznenno neobhodimie lekarstva, esli strahovka ne pokrivayet. a na Kube vse besplatno v plane zdavooohraneniya. A vy — Amerika, blin. SSSR — strana ne byla sovershennoy. no tupo i nechestno sravnivat s zapadom. USA naprimer, nazhilis na 2 Mirovoy Voyne, prodavaya oruzhie. tak i stali mirovim gegemonom. sravnite luchshe naprimer s Braziliyey — po razmeru, naseleniyu i dr dannim v nachale 20 veka byli pohozhi. po urovnu kachestva chelovecheskoy zhizni (tuda vhodyat prodolzhitelnost zhizni, detskaya smertnost, urovnen prestupnosti i mnogie drugie pokazateli) SSSR namnogo operedila Braziliyu k 70-80 godam. SSSR ne bylo favell i takogo neravenstva kak v Brazilii, chto tam prosto getto i ty prosto ne chelovek, esli ty tam zhivesh. eto to chto seychas proishodit v Rossi i vezde v post-sovke. T.e. esli babla net — ty nikto.

    • мне 30 лет,свое детство,приходящееся как раз на конец 80-х уж голодным никак не могу назвать,в нашем славном степном Оренбурге натуральных продуктов было предостаточно:пельмени,беляши,сметана стаканами с сахаром — вот такие у меня воспоминания..кукурузные палочки,соломка,клюква в сахаре..забавно,что своим детям в качестве лакомства я покупаю то же самое,не потому что позволить себе не могу,а просто не хочу детей травить современными достижениями химической промышленности..Родители в общей сложности получали 350 руб мес дохода,7 руб ! в месяц кооперативный взнос за нашу 2-х комнатную квартиру,круто да? У нас с мужем на сегодняшний день доход в 100 тыс в мес,и 50 тыр ипотеки ежемесячно..тут даже считать не надо чтобы разницу почувствовать..

    • Ты все перестроечные мифы свалил в кучу? ОК, давай рассудим так.

      Сейчас платят бОльшие деньги по сравнению с СССР? Допустим что так. Получил деньги на руки, дальше что? Уплатил за квартиру, коммунальные платежи и прочие расходы, которые необходимо делать. Купит химических продуктов и зарплаты нет. Это НЕОБХОДИМЫЕ траты, т.е. без этого прожить нельзя. А если заболел, то уже в долги надо идти, чтобы вылечиться или покупать заграничную химию чтобы загнать болезнь «вглубь».

      Говорить о том, что у народа в СССР не было денег на товары до этого даже фанаты перестройки не додумывались — талдычили о «пустых прилавках». Работник в СССР мог не думать о коммунальных платежах вообще это были копейки, которые никто не считал. Я платил из за год вперед. Еда была очень дешевая. Студенты на 40 рублей стипендии легко могли питаться в столовых. А если готовили — то оставалось еще и не рестораны. Если в семье двое работали, то на еду уходило рублей 100 в месяц максимум это с «шиком». Остальное — трать куда хочешь.

      Идем дальше все «фанаты перестройки» твердят о 120 рублях ЗП. Да, была такая зарплата и что? Кто хотел заработать мог это сделать очень легко — государство предоставляло возможность честно и почетно получить большие деньги. Мои родители сразу после института уехали работать на Север. Обычными учителями зарабатывали сначала по 400рэ каждый, а чуть попозжа уже по 600 рублей. Можно было зарабатывать и 800 и 1000 в месяц было бы желание и соотвествующие навыки. Подчеркиваю — ЧЕСТНО. Если какому-то будущему «прорабу перестройки» работать не хотелось вообще и он за безделье получал 120 это ли не чудо?

      Теперь о покупательной способности денег. Их хорошо изменять в натуральных цифрах — пища и энергия. Литр бензина АИ-92 стоил 9копеек (дешевле газированной воды), а был еще А-76, буханка белого хлеба — 24 копейки. Пересчитайте даже 120 рэ на наши деньги :)

  21. grig, а вы почему транслитом пишете? Русской клавы нет?

    Что же касается воспоминаний… Ну да, небо было синЕе, трава зеленее, а вода теплее (или холоднее — по предпочтениям). Ностальгией это называется, друзья мои. Не «тоской по родине», а «тоской по молодости». :)
    С младшим поколением говорить вообще не приходится: всё равно ничего не может помнить, так на основании чего может судить?

    Ага, чуть не забыла… как там… daje kriminalni mir был тоже… человечнее?.. :D
    Это же с ума сойти — такое изобразить.

  22. Господа! Весь проблемс в том, что каждый вспоминает, свой собственный период. И каждый по-своему прав. В моем детсве, продуктов на прилавках было немерянно! И добротных и класса элита. Есть деньги — жируй, нет? С голоду не опухнешь. Продукты были и в магазинах и на рынках. Это 60-тые. После войны прошло 15 лет. А в 70-х началось. Стали исчезать продукты и товары. Плановая экономика стала буксовать. В 80-е начался кризис… Завершился цикл системы, и не потому что Советскя.. а потому что у систем есть циклы. Господа-товарищи! Не на баррикадах мы… Каждый по-свему прав. Страна была великой, вот только не выдержала системного кризиса… впрочем как и Великий Рим… и прочая.. прочая.. Так что всему свое время… и нынешнему ГМО и дерьму в продуктах… надеюсь и это тоже пройдет. А «Совки» были все-таки более человечнее…

  23. Хотела поправиться «Совки» в основной массе, были человечнее. Люди в 60-70х не замерзали на улицах от голода и холода, как сейчас… Времена не выбирают, в них живут и умирают. Ну, а если бы был выбор? Какое время, в результате взвешенного решения-рвздумья выбрали лично ВЫ?

    • я бы выбрала свое время-я рождена в 72 году….

    • В детстве носила отечественную обувь по ощущению испанский сапог,правда натуральная кожа.Пионеркой носила кеды и жуткие треники ,которые линяли всегда,

  24. Продукты — это же не главное.
    Главное — что была бесплатная общедоступная медицина, для всех бесплатное прекрасное образование, дети и старики были защищены. Во время отпуска люди отдыхали. ВСЕ. Соблюдались права человека, государство заботилась о своих гражданах.
    Сейчас же люди в основной массе вообще не защищены, бесправны. Разрушены промышленность, армия, медицина. Разрушены понятия нравственности и морали, чести. Страна скатилась по всем показателям ниже стран третьего мира, а ведь была сверхдержавой, и это факт. Страшно стало жить в нашей стране.

    • Браво!!!!!!!!!!!!!!!!в самую точку….Про отпуска которые люди отдыхали и то что дети в пионер лагерях отдыхали по 22 дня а не по две недели как сейчас и надо заплатить 15000 и непонятно где и что он там делать будет….

  25. Тут некий умник писал про ассортимент в магазинах, что были стиральные машины. Так вот, больных людей у нас в России много, а машин в свободной продаже — не было. В провинции ветерану и инвалиду 5 лет надо было ждать разрешения на покупку «Сибири-полуавтомата». а Вятку-автомат — продавали по очереди и прописке только москвичам, это в 80-х гг.

  26. Граждане, вы зациклились на колбасе. Ну причём тут колбаса? Там, где была Ваша юность, там и было хорошо. Там и люди были лучше. И трава зеленее. Не оскорбляйте друг друга.

    • да наверно это ближе к правде, раньше- это было и будет лучше….,

    • Дело совсем не в юности. Трава была зеленее потому, что на ней не парковался каждый кто себя ровнее других считает. Люди были лучше, потому, что им не объяснили еще, что одни белая кость, а другие быдло.

      И колбаса была вкуснее, да.

  27. совок головного мозга рулит .
    84 % промышленности СССР было завязано на ВПК , остальные 16 % — по остаточному принципу .

  28. Молочный открывался в 7.00, если придешь к шести, то уже не будешь первый, я приходила полшестого. Но почему-то не вспоминаю об этом с ужасом. Хорошего тоже было много. Думаю, не надо сравнивать — времена не выбирают, в них живут ….

  29. Здравые мысли иногда мелькают. Но кто пишет коментарии? ГО-РО-ЖА-НЕ, сиречь потребители. Ни одного с/хоз представителя. А ведь натуральный продукт надо ВЫРАСТИТЬ и СОХРАНИТЬ. А теперь подумайте о тех людях, которые за гроши ПЫТАЮТСЯ нас накормить нашим же продуктом. Многие из ВАС при встрече снимают шляпу перед хлеборобом, животноводом? Культивация и возделывание финансов — вот наша основная задача.
    Что в годы дореволюционные, что послевоенные, застойные, перестроечные, что в наши, нас имеют и используют. Мы можем драть глотку, кидаться под танки, петь гимны, но… на полках будут лежать товары, положенные не нами а теми, кому это ВЫГОДНО.

    • В позднем СССР сельские жители жили в целом богаче горожан, но тем не менее молодежь бежала в города. Советские колхозы работали с производительностью и эффективностью, которая сейчас кажется просто фантастической. Это в наших-то широтах и с нашим климатом.

      Колхозы были просто уникальным явлением. Они сами надежно обеспечивали страну отличными продуктами питания как по ассортименту так и по количеству. В перестройку их оболгали и уничтожили, но страна, которая не может себя прокормить это легкая добыча для врагов. Достаточно организовать блокаду и все. А еда за день- два не вырастает.

  30. Это фотографии центральных магазинов, а что творилось на окраине Москвы — взять наш Универсам на проспекте Жукова 23 или Овощи-фрукты Жукова 18 такой грязи нет даже в самом грязном из нынешних универсамов «Дикси»
    Главы из моих мемуаров, посвященных московским магазинам.
    Магазины моего детства http://www.proza.ru/2011/01/22/695
    Гум Цум http://www.proza.ru/2011/01/22/699
    Детский Мир http://www.proza.ru/2011/01/22/701
    Магазин Природа http://www.proza.ru/2011/01/22/703
    Гастроном http://www.proza.ru/2011/12/04/1735

Ваш комментарий