Все новое — это хорошо забытое старое. Возможно, 3D-кинематограф и выглядит современным изобретением, но на самом деле это далеко не так. Первые удачные попытки получения объемных изображений приходятся еще на конец 19-го века, то есть на те годы, когда кинематограф еще только зарождался. Вот только требовалась для этого исключительно массивная, дорогая и неудобная аппаратура, использование которой в кинотеатрах было просто нерентабельным.
Идею отложили до лучших времен, но о ней не забыли. Первый же коммерческий показ трехмерного фильма состоялся в 1922 году — картина называлась «Сила любви».
Тут следует сделать важную оговорку — не следует путать понятия «трехмерная графика» и «3D-кинематограф». Первое имеет отношение исключительно к компьютерам, в данном случае речь идет о действительно трехмерных объектах, что можно вращать в пространстве по своему усмотрению. В случае же с кинематографом подразумевается лишь создание эффекта «трехмерности» — изображение только выглядит объемным, не являясь на самом деле таковым. Термины же «3D» и «трехмерный» — не более чем дань моде и возможность обойтись без громоздких терминов, вроде «стереоскопическое изображение» или «стереокинематограф».
Принцип создания таких картин до безобразия прост — съемка производится посредством двух синхронизированных камер или же одной камеры с двумя объективами. При этом создаются сразу два изображения, каждое из которых предназначено для «своего» глаза. При просмотре мозг просто объединяет их в одно, создавая иллюзию объемности. Достаточно лишь закрыть один глаз, чтобы этот эффект пропал.
Но вернемся к истории. Стереоскопические фильмы снимались достаточно регулярно на протяжении 20-х и 30-х годов. История не сохранила точных данных о том, сколько всего фильмов было снято. В подавляющем большинстве своем, это были короткие фильмы, порой даже лишенные сюжета. Их скорее можно охарактеризовать как демонстрацию возможностей стереокинематографа. Затем, по причине начавшейся Второй мировой войны, производство «объемных» фильмов было свернуто. О них вновь вспомнили в бурных 50-х, которые ознаменовались ростом популярности 3D-кинематогрофа. Новые фильмы начинают сниматься десятками, тогда же появляется и первый цветной стереоскопический фильм. Но технологии того времени не позволяли добиться высокого качества, в результате чего зрители больше предпочитали обычные широкоформатные фильмы, которые не страдали от таких проблем, как сбои синхронизации, от чего комфортный просмотр фильма становился невозможным. Да и оборудование все еще оставалось слишком дорогим.
60-е годы принесли с собой новые технологии. Появилась возможность использовать одну пленку вместо двух. Благодаря этому значительно снизилась стоимость аппаратуры, что позволило заняться съемкой стереоскопических фильмов студиям, не располагающим достаточными средствами. В результате, большинство отснятых в те годы картин являются порнографическими. Кстати, в СССР в те годы появляется технология СТЕРЕО 70, настолько успешная, что ее даже удостоили премии «Оскар». В стране появляются стереокинотеатры, в которых показывают, в основном, сказки для детей. Вот только, дальше одной успешной разработки дело не пошло.
Настоящим возрождением стереокинематографа можно назвать 80-е годы, когда появляется новая технология, известная ныне как IMAX (от английских слов «image» и «maximal» — «изображение» и «максимальное»). Подобные кинотеатры начинают появляться во всем мире. Первое время их уделом оставались, в основном, документальные фильмы. Причина проста — смотреть мелодраму или боевик проще и дешевле в обычном кинотеатре, «трехмерный» кинематограф был скорее специализированным явлением, нежели массовым. К тому же, многих отпугивала более высокая стоимость билетов и необходимость обязательного использования специальных очков.
Кстати, от качества этих очков напрямую зависит качество изображения и они стали настоящей головной болью для владельцев кинотеатров, поскольку зрители часто стараются забрать их «на память». Стоимость хороших очков составляет несколько десятков долларов, а пропадают они тысячами. Так что неудивительно, что во всех кинотеатрах применяются различные меры по предотвращению воровства.
Популярность стерекинематографа резко возрастает с проникновением в фильмы сложнейших и красивейших спецэффектов, которые порой даже стали заменять собой интересный сюжет. Все больше и больше режиссеров начинают уделять внимание стереокинематографу. Доходы от производства обычных фильмов начинают сокращаться на фоне растущих прибылей от фильмов «объемных». А в 2009 году происходит знаменательное событие — Джеймс Кэмерон представляет на суд зрителей свой «Аватар». Грандиозный успех этого фильма и положил начало настоящему буму на трехмерные фильмы.
Но самое главное — «Аватар» привлек пристальное внимание к 3D-фильмам производителей бытовой электроники, которые стали вкладывать средства в разработку устройств, позволяющих смотреть стереоскопическое кино в домашних условиях. Начинается эра домашних стереокинотеатров.
Как смотреть 3D дома? Читайте продолжение в статье «3D кино дома на диване«.
Ваш комментарий