Одной из самых громких новостей прошедшей недели смело можно назвать известие о том, что Motorola закрывает представительство в России.
Отныне мобильные телефоны компании если и будут поставляться, то только непрямыми путями, через представителей. Кстати, сделаем для начала одну поправку — закрытие одного подразделения вовсе не означает уход компании из страны вообще. Подразумевается лишь отказ от продаж именно мобильных телефонов. А ведь Motorola – это не только «мобилки», но и самые разные средства связи.
Ничего удивительного в этой новости нет — доля российского рынка мобильных телефонов Motorola составляет менее одного процента. Так что свернуть деятельность будет не сложно. И хотя российское подразделение все равно оставалось прибыльным, доходы эти были столь малы, что не имело смысла уделять им много внимания. А ведь еще относительно недавно Motorola была лидером продаж. Причем не только в России, но и во многих других странах.
Фраза о том, что Motorola — это легендарная компания, не будет преувеличением. История её началась еще в 20-х годах прошлого века. Тогда она называлась Galvin Manufacturing Corporation и занималась производством автомобильных радиоприемников «Motorola», которые были столь успешны, что в 1947 году компания посчитала правильным сменить название.
К тому времени ее продукция, а это были уже не только радиоприемники, но и радиопередатчики и радиотелефоны, стала своего рода стандартом. Ее используют повсеместно, как гражданские лица, так и военные с учеными. Аэрокосмическое агентство NASA неоднократно пользовалось оборудованием Motorola при исследовании космоса, в частности во время программы Аполлон — высадке первых людей на Луну. Первая карманная рация, первый пейджер и наконец первый коммерчески пригодный мобильный телефон. Смело можно сказать, что компания видоизменила наш мир, открыв новые горизонты. Долгое время во многих странах слова «Motorola» и «мобильный» были синонимами. Компания создавала не просто популярные, но культовые модели — DynaTAC, StarTAC, RAZR. Кстати, именно благодаря последнему, компании удалось в 2004 году стать лидером российского рынка. Замечательное решение, с великолепным дизайном, изготовленное из отличных материалов — пожалуй, именно RAZR по сей день остается самым узнаваемым телефоном в мире.
Но с 2007 года начались проблемы и значительное сокращение прибыли. В 2008 году убытки исчислялись уже миллиардами долларов. Основная причина их возникновения — подразделение по производству мобильных телефонов. Что же стало причиной того, что столь значительная компания так сильно «просела»? Ответ один и он стандартный — неправильный маркетинг. В крупной компании хороший маркетолог важнее хорошего инженера. Можно выпускать гениальные устройства, но неправильный маркетинг их быстро погубит. А можно наоборот, выпускать ничем не выдающиеся, простые устройства, лишенные какой-либо технической изюминки, но при этом быть на гребне волны.
Motorola слишком долго ограничивалась небольшим модельным рядом. При грамотном маркетинге, это не должно составлять проблемы, а скорее быть, наоборот, преимуществом, поскольку в таком случае компания не распыляет свои силы. Но в таком случае, малейшая ошибка может перерасти в серьезные неприятности. К тому же, нужно быть готовым своевременно предлагать рынку только исключительные, отменно сбалансированные модели.
Многие обвиняют в проблемах Motorola Эда Зандера, бывшего СЕО компании.
Возможно, что это и так. Но Эд руководил Motorola длительное время и куда при этом смотрел совет директоров непонятно. Ведь то, что компания испытывает серьезные проблемы, не заметить было просто невозможно. Но Зандера отстранили уже только после почти полного разгрома. Теперь можно услышать множество размышлений и домыслов по поводу того, был ли бывший СЕО просто некомпетентен или преследовал некие тайные цели.
В компании спохватились и стали тщательнее продумывать свои ходы. Причина ухода с российского рынка кроется в желании сосредоточится на наиболее перспективных рынках — американском, где позиции Motorola традиционно были сильны, и европейском. Основной упор делается на реализацию устройств в пакетах операторов сотовой связи. Российский же рынок пока не является достаточно интересным, хотя бы по той причине, что продажа телефонов через операторов у нас пока еще не слишком популярна, а именно на нее, по всей видимости, делает ставку Motorola. Кстати, офисы закрываются не только в России, но и Украине, Венгрии, Чехии и многих других странах.
Таким образом, Motorola рассчитывает, уменьшив зоны влияния, увеличить прибыль. Мол сначала заработаем деньжат, пустим их в развитие, а потом еще вернемся. Вот только рынок быстро забывает вчерашних героев. Может получится так, что к тому времени, когда компания будет готова вновь начать официальные поставки телефонов в Россию, рынок будет уже наполнен решениями от других производителей. В результате чего придется решать множество вопросов и преодолевать множество трудностей.
Но утешает тот факт, что надежда на возрождение все же есть — в лице новых линеек смартфонов Milestone, Droid и иже с ними. Компания осталась верна себе — по-прежнему используются отличные материалы, дизайн продуман до мелочей. Несмотря на схожесть всех моделей с большим сенсорным экраном или QWERTY-клавиатурами, модели эти умудряются выделяться среди других.
Сейчас у Motorola появилось достаточно интересных решений. Вот только купить их официально мы уже, увы, не сможем.
Вообще несправедливость какая-то. Сколько у меня не было телефонов, среди них только 2 мотороллы до сих пор в рабочем состоянии. Самые лучшие телефоны. Блин, так жалко…
Для меня RAZR тоже остается лучшим телефоном.
e398 не убиваемый телефон с супер стерео звуком!!! Таки сейчас не кто не делает! Если не китайский аккумулятор взорвавшийся в нем во время зарядки и сейчас бы ходил с ним!!!!